Психогенный кашель у детей

Зачастую психологические аспекты многих соматических состояний детей не учитываются родителями и педиатрами. Однако трудно не согласиться с тем, что состояние здоровья ребёнка (и взрослого) – это зеркало его физического, психического состояния, отношений в семье. В научной литературе имеются различные исследования, посвященные изучению влияния депривации, разлуки с родителями (например, в больнице, домах малютки) на физическое и психическое состояние ребёнка. Существует множество заболеваний и функциональных расстройств, которые имеют психосоматическую природу. У детей начиная с дошкольного и школьного возрастов психологическое состояние может отражаться в сложных, дифференцированных физических симптомах (рвота, диарея, головная боль, энурез, кашель и т.д) (Исаев,2001). Хотелось бы поговорить о психогенном кашле у детей.

Характеристики психогенного кашля:

* Первоначально сопутствует острому инфекционному заболеванию верхних или нижних дыхательных путей, но персистирует после полного разрешения других симптомов.

* Громкий, сухой с металлическим оттенком, часто сопровождается «театральными» движениями.

* Усиливается во время школьных занятий, при осмотре врача.

* Провоцируется при затрагивании неприятной для ребёнка темы.

* Характерен для детей с предрасположенностью к обессивно-компульсивным расстройствам (тики, логоневрозы).

* Закрепляется при повышенной тревожности родителей.

* Прекращается во время сна.

Особенности личности и поведения при психогенном кашле:

Labliardt(1983) считает, что ка­шель означает в переносном смысле освобождение от невыполнимых эмоций, на­пряжения и конфликтов, которые связаны с гневом, агрессией или страхом. Что­бы понять их значение, необходима позитивная эмоциональная диагностика.

У представителей различных культур, где учтивость и оказание знаков внимания очень важны, часто встречается повышенный кашлевой рефлекс. Таким способом человек освобождает окружающих и нагружает себя.

Ритуализированная вежливость не позволяет пациенту открыто говорить о конфликтах. Он уже в раннем детстве научился «проглатывать» обиды («Когда взрослые разговаривают, ребенку следует помолчать!»). В анамнезе паци­ентов с хроническим кашлем постоянно приходится сталкиваться с игнорирова­нием собственных потребностей, избеганием конфронтации и подавлением агрес­сивных тенденций («Умнейший уступит», «Только не спорьте!», «Дети должны слушаться!»). В кашле можно увидеть первый осторожный амбивалентный про­тест против концепций семьи и окружающего мира. Человек, который кашляет, может быть уверен, что окружающие рефлекторно поворачиваются к нему. Кашлем можно мешать, злить, провоцировать и ранить. «Я кашляю тебе что-то» означает: «Я не готов исполнить твои желания, но я не могу сказать тебе «нет», потому что не хочу тебя травмиро­вать» (в случае отношений)(Н.Пезешкиан, 2006).

Необходимо помнить, что дети раннего возраста любят подражать взрослым, поэтому, например, если дома кашляет дедушка, то ребёнок может просто «повторять» за ним.

Я отнюдь не говорю о том, что, если у ребёнка астма, например, то мы должны выбросить все лекарства и отправить ребёнка к психотерапевту. Нет, я бы сказала, что это делать преступно. Нужно просто знать особенности личности таких детей, эмоциональные предпосылки, известные науке, которые могут являться звеном одной цепи.

Случаи из практики

В своей практике я наблюдала детей с психогенным кашлем в структуре соматических заболеваний. Хочу поделиться такими случаями, т.к. они могут быть полезными родителям, врачам, психологам, педагогам и мне, для закрепления в памяти.

1) Мальчик, 11 лет. Страдает ДЦП, спастическая диплегия. Передвигается с помощью мамы и в коляске. 2 года назад диагностирована бронхиальная астма (атопическая, бытовая сенсибилизация). Поступил с жалобами на частый затяжной кашель, возникший на фоне ОРВИ. В лёгких хрипов нет. Утром отмечается ощущение тяжести в груди, затруднения вдоха. Обследован, подтверждена атопия. Вирусы не обнаружены, в посеве мокроты тоже всё благополучно. Мальчик очень умный, развитый. Отмечаю, что как только я захожу в палату, он начинает кашлять. Увидела, что его мама ходит с ним в туалет (ввиду ограниченной возможности самостоятельного передвижения мальчика). Спросила у мамы, нет ли кого-то мужского пола, чтобы ему в этом помогать. Оказалось, что нет. Лечу мальчика: ингаляции иГКС, вентолина, сумамед (подозревала микоплазмы, хламидии) и т.д. — кашель не проходит. Всё так же реагирует кашлем на мой осмотр. Вдруг на отделении у другого мальчика появляются симптомы вирусного гастроэнтерита, возникает опасность «вспышки» что обычно бывает при огромном поступлении больных, скученности. Заведующий говорит мне: «Выписывай своего мальчика скорее, а то он заболеет тоже». А я не могу, думаю, ведь у него всё так же кашель, ничего не изменилось, ничего не обнаружилось. Да, есть астма. И не выписала. На следующий день захожу в палату, мой пациент не кашляет при виде меня. Сидит поспокойнее. Мама говорит: «его 2 раза вырвало ночью, но зато не слышала, чтобы он сегодня кашлял». И я тоже не слышу. Вот так я «вылечила» мальчика. Клин клином вышибают, как говорится. Конечно, это временное явление, и кашель вновь будет спровоцирован неприятными для ребёнка ситуациями. Для меня этот случай очень важен: я убедилась, что здесь имеются психологические причины, которые при астме я и так наблюдала примерно в 70% случаев. И, конечно, явно травмирующим является для 11-летнего мальчика поход в туалет с мамой. Я ни в коем случае не осуждаю маму, может, дома у ребёнка есть возможность и приспособления для самостоятельного посещения туалета. Думаю, что всё у этого замечательного мальчика будет хорошо. Интересное явление: при появлении нового более сильного раздражителя меняется или исчезает реакция на старый. Вот почему, на мой взгляд, очень важно, чтобы больной ребёнок играл в игры, занимался творчеством – нужно переключаться на что-то другое, позитивное. Это очень важно для выздоровления!

Читать еще:  Собачий кашель у ребенка - как лечить с лаем: лающий без температуры

2) Мальчик 9 лет. Поступил с жалобами на покашливание по утрам и вечерам и на занятиях в школе. 5 лет назад перенёс коклюш, до 7 лет часто болел ОРЗ. Учителя обратились к родителям: «ваш мальчик кашляет на уроках, бывает, сильно мешает вести урок». Осматриваю, провожу аускультацию, все необходимые анализы. Даже бронхоскопию заведующий ему сделал. Консультация фтизиатра, бронхопровокационные пробы, аллергообследование, ЭХО-КГ. Ничего нет! И в отличие от моего первого пациента, этот мальчик ни разу при мне не покашлял, и в легких ни одного хрипа. Даже не верится, что в школе он мешает своим кашлем вести урок. Обратила внимание, что мальчик очень замкнутый, на все вопросы отвечает односложно, по типу: «всё хорошо, нормально». Не смогла я до него «достучаться», чисто психологически понять: в ответ ни улыбки, ни удивления. Очень жаль. До сих пор я считаю, что у мальчика был психогенный кашель, о своих предположениях я рассказала маме.

3) Мальчик 12 лет, из детского дома. Пациент не мой. Кашляет так, что слышит всё отделение. Громкий, металлический кашель, как через водопроводную трубу. Не помню точно, но вроде бы астма у него есть. В неплохом самочувствии, веселый, приступов удушья нет, только этот кашель. Со всеми познакомился, подлечили его, в санаторий направили. За день до выписки крутится у сестринского поста, а там его лечащий доктор стоит. Мальчик говорит, что хотел бы ещё остаться в больнице. Озорно так добавляет: «смотрите, как я умею!». И громко, артистично кашляет, прямо всем нутром… Где ещё столько внимания таким детям можно получить, как не в больнице? И свой лечащий доктор есть.

4) Мама двоих девочек: младшей 9 мес, старшей около 3,5 лет. Лечу острый обструктивный бронхит у младшей, старшая — за компанию, ринофарингит, ничего особенного. Мама очень тревожная, волнуется за младшую. Когда я беседую с мамой о младшей, старшая девочка всё время пытается переключить внимание на себя, мама раздраженно от нее отмахивается. Выздоровели девочки, выписала. Через 2 недели звонок в ординаторскую от этой мамы: она чуть не плача, с такой же тревогой только про старшую – кашляет дочка. Наблюдается в поликлинике. Что тут по телефону скажешь? Успокоить если только. Конечно, этот случай не очень показателен с точки зрения психогенного кашля, но ревность старшего ребенка очень чувствуется. Мне кажется, что даже, если это случай просто повторного ОРВИ у старшей девочки, то всё равно родителям важно знать, что бессознательно ребенок может своё эмоциональное состояние выразить в болезнь: раз младшая кашляет, и мама с ней проводит больше времени, тревожится, то «заболеть» — это единственный способ добиться маминого внимания.

Читать еще:  Симптоматическая терапия

Дата добавления: 2016-12-18 ; просмотров: 529 | Нарушение авторских прав

Кашель на нервной почве у ребенка (неврологический)

Кашель – не всегда признак респираторной болезни. Иногда он носит невротический характер и появляется из-за раздражения области коры головного мозга. Нервный кашель у ребенка характеризуется тем, что не наступает в спокойном состоянии, а учащается во время стресса.

Обуславливают причины кашля на нервной почве у ребенка переживания. Психогенный бронхоспазм возникает из-за сокращений голосовой мускулатуры и является разновидностью тика (вокальный тик – второе название). Одна группа специалистов считает, что он возникает из-за генетических мутаций, другая – вследствие психологических расстройств.

О стрессовом характере кашля говорит то, что он начинается во время:

  • Общения со строгим учителем, доктором (человеком, которого побаивается);
  • Важного события: утренника в школе, концерта, экзамена;
  • Ссоры, испуга, просмотра волнующего фильма (моменты стрессовых событий);
  • Напряженного общения с родителями, когда те стараются добиться идеального поведения сына или дочки.

Диагностика

Кашель, который возникает на нервной почве у ребенка не вылечить без помощи родителей. Кроме создания в доме спокойной обстановки, их действия должны быть направлены на укрепление организма, поддержание общего тонуса.

Для этого нужно:

  • Чаще гулять с сыном либо дочерью на воздухе, укладывать их спать в одно время. Сон должен длиться не меньше 8 – 9 часов, а детям дошкольного возраста показан дневной сон. А вот занятия за компьютером и просмотр телевизора придется ограничить;
  • Исключить продукты, которые содержат кофеин: кофе, какао, чай, шоколад. Заменить их продуктами, которые в большом количестве содержат магний: овощи зеленого цвета, орехи;
  • Снизить требования, которые предъявляются к дочери (сыну) дома и в школе. На его психическое состояние отрицательно влияет высокая требовательность родителей и учителей;
  • Вместе делать упражнения для расслабления, показывая пример: попрыгать, поработать мышцами, а затем их расслабить;
  • Не наказывать дочь (сына) когда они заходятся кашлем, не одергивать, не акцентировать внимание на проблеме. Нужно постараться отвлечь малыша. Например, занять интересным заданием;
  • Врачи советуют записывать причины, приведшие к тому: был ли кашель на нервной почве из-за ссоры родителей, во время посещения родственников или выступления на публике;
  • Пользу приносят умеренные физические нагрузки. Желательно посещение спортивной секции;
  • Следить за психофизическим состоянием. Дочь (сын) смущается, когда прилюдно возникает кашель? Окружите их любовью, заботой. Защитите от излишнего внимания.

Важно: основная задача – не купирование приступов, а создание для больного условий комфортного существования (с соблюдением рекомендаций).

Назойливый и изнуряющий нервный кашель у детей, вызванный состоянием стресса, вылечить сложно. Но положительный результат непременно будет, если подойти к лечению комплексно. Не ждите быстрого эффекта, вооружитесь терпением, действуйте настойчиво и последовательно.

Психогенный кашель

Психогенный кашель – это невротическое состояние, проявляющееся приступообразным сухим кашлем, не связанным с патологией бронхолегочной системы.

Наиболее частой причиной развития психогенного кашля является гипервентиляционный синдром, при котором отмечается увеличение легочной вентиляции неадекватно уровню газообмена в организме. На фоне стрессовых ситуаций, при разговоре, выполнении физических нагрузок у таких больных появляется ощущение нехватки воздуха, в результате чего они начинают часто и глубоко дышать, а это, в свою очередь, провоцирует приступ кашля. Такой кашель в основном характерен для детей и подростков. Дебют психогенного кашля у детей чаще приходится на возраст от 3 до 7 лет.

Психогенный кашель характеризуется непродуктивностью, нередко возникает в нестандартных для больного ситуациях (поход в школу или детский сад и др.), возникает в дневное время и исчезает во сне; проявляется дыхательным дискомфортом в виде чувства неудовлетворенности вдохом, который больные описывают как одышку, нехватку воздуха и даже удушье. Постоянное желание делать глубокие вдохи приводит к развитию гипокапнии, что сопровождается головокружением, внезапно наступающей слабостью, обморочными состояниями, иногда судорогами.

Повышенная тревожность матери, акцентирование внимания на респираторных симптомах могут быть причиной кашлевого рефлекса у ребенка. У таких детей возникает серия сухих громких кашлевых толчков в ситуациях, когда они хотят привлечь внимание или добиться своего. Так, на приеме у врача они начинают кашлять до осмотра и резко прекращают, когда тревожное ожидание неприятностей, связанных с ним, сменяется успокоением. Часто дыхательные нарушения сопровождаются болями в сердце, нарушением ритма, чувством тревоги и страха, другими проявлениями вегетативной дисфункции. Реже встречается громкий демонстративный кашель с нарочитым выделением мокроты как эквивалент истерической реакции.

Tипичными проявлениями психогенного кашля являются демонстративность, громкая речь, обилие сопутствующих жалоб и кашель в специфических ситуациях. Новый приступ кашля можно легко спровоцировать, коснувшись неприятной ребенку темы.

При подозрении на психогенный кашель необходимы консультация психиатра и исключение всех возможных причин кашля. У пациентов с психогенным кашлем обычно предполагают бронхиальную астму, что влечет за собой проведение излишних и неинформативных обследований и, соответственно, неоправданную терапию. Ключом к распознаванию невротического соматоформного расстройства у больного с хроническим кашлем является несоответствие жалоб больного клинической картине, которое нередко ставит в тупик врача, недостаточно осведомленного о подобных нарушениях. В 10% случаев хронический кашель является психогенным.

Безусловно, перед тем как определить психогенный характер кашля и степень его тяжести, нужно исключить в первую очередь такие болезни, как бронхиальная астма, синдром постназального затекания слизи, инородное тело в респираторном тракте, муковисцидоз и инфекционные заболевания. Не следует забывать и о такой причине кашля у детей, как курение, в том числе и пассивное.

Лечение психогенного кашля является сложной и не всегда решаемой задачей. По данным большинства исследователей, основное место в лечении отводится психотерапии и созданию оптимального микроклимата в семье и в детском учреждении.

Попытки наказывать, одергивать ребенка в момент кашля, проявлять свое негативное отношение к ним недопустимы. В ответ на замечания и указывание на подобное поведение ребенок акцентирует свое внимание на кашле, что в дальнейшем еще больше его усиливает. Родителям рекомендуется отмечать, под воздействием каких факторов возникает психогенный кашель и стараться обходить эти ситуации.

Необходимо максимально рационализировать режим дня ребенка. Свести к минимуму просмотр телевизионных передач, занятия на компьютере, нормализовать ночной и дневной сон. Рекомендованы регулярные физические нагрузки в виде общеукрепляющей или лечебной физкультуры, занятия спортом.Следует ограничить употребление продуктов, содержащих кофеин (чай, кофе, газированные напитки, шоколад). Обогатить рацион продуктами, содержащими магний (зеленые овощи, горох, орехи и т. д.)

Перед назначением медикаментозного лечения нужно определить, стоит ли подвергать ребенка влиянию лекарственных средств. Лекарственные препараты для лечения психогенного кашля (например, нейролептики) могут вызывать побочные реакции в виде головной боли, сонливости, нарушения концентрации внимания, беспокойства, тревоги, страха, экстрапирамидных нарушений, повышения мышечного тонуса и др. Фармакологическое лечение показано лишь в том случае, если психогенный кашель нарушает социальную адаптацию и межличностные взаимоотношения.

Администрация сайта med39.ru не дает оценку рекомендациям и отзывам о лечении, препаратах и специалистах. Помните, что дискуссия ведется не только врачами, но и обычными читателями, поэтому некоторые советы могут быть опасны для вашего здоровья. Перед любым лечением или приемом лекарственных средств рекомендуем обратиться к специалистам!

КOММЕНТАРИИ

Осмотрен педиатром, ЛОР, инфекционистом, аллергологом. Анализы крови, спирограмма,ЭКГ, УЗИ сердца позволили исключить бронхиальную астму. Заключение невропатолога : психогенный кашель. Назначен рисперидон 1/4 таблетки1мг два раза в день, на шесть недель. Рекомендовано увеличить дозу до 1/3 табл. два рпза в день, если через пять дней состояние не улучшится. Лечение начато 22 октября. Улучшения нет, кашель стал как будто интенсивнее. Я боюсь увеличивать дозу, ведь по инструкции этот препарат противопоказан до 15 лет. Либо диагноз неверен, либо назначение? Что делать, как ещё обследовать и лечить? Мучится ребёнок этим кашлем

Актуальные темы

Здравствуйте, мне удалили щж всю правую долю и половину левой в 04.02.19г. Сдала анализы на гормоны недавно (27.04.19г) ТТГ — 4,260, Т4 — 9,595, Т3 — 1,048 и то. >>>Читать дальше

Консультация инфекциониста

Симптомы расстройства нервной системы могут напоминать таковые при соматических заболеваниях. Невроз – безликий манипулятор, заставляющий людей безрезультатно бегать по больницам и искать у тебя несуществующие болезни. Если все врачи узкой специализации пройдены, лабораторные и инструментальные методы исследования отрицают заболевание, стоит задуматься – не это ли признак невротического расстройства?

Невротический кашель часто сопровождает лиц, которые легко поддаются стрессовому воздействию. Из-за постоянного возбуждения нервной системы происходит нарушение работы кашлевого центра, находящегося в продолговатом мозге. Это приводит к периодическим покашливаниям, которые рефлекторно закрепляются и сопровождают человека постоянно, обостряясь после нового нервного потрясения. Никакой физиологической функции неврологический кашель не несет, так как не участвует в очищении дыхательных путей от мокроты. При осмотре полости рта, как правило, глотка имеет обычный для нее оттенок, изредка имеет красноватый оттенок из-за повышения местного давления. Поэтому это явление легко спутать с любым ОРЗ, особенно при его появлении в осенне-зимний период.

Провоцировать приступы могут:

  • Сопутствующие психические расстройства. Так, кашель может проявляться не только при органических, но при функциональных нарушениях центральной нервной системы;
  • Пребывание в конфликтных ситуациях;
  • Хронический стресс;
  • «Зеркальный эффект» — симуляция заболевания при болезни близких людей.

Нервный кашель не имеет специфической клинической картины и может возникать на фоне полного благополучия (субъективный признак, так как человек, пребывающий в хроническом стрессе не способен нормально расслабиться). Но чаще обострение происходит после эмоционального возбуждения или нервного истощения на фоне непрекращающегося воздействия раздражающего фактора.

Симптомы симулируют любое другое заболевание дыхательного тракта:

  • Приступообразный характер. Иногда проявления невротического кашля могут напоминать аллергическое заболевание;
  • Лающий и сухой кашель. Частое явление ларингита;
  • В некоторых случаях может наблюдаться повышение температуры тела до 37-37,5 градусов, что может сбить с толку врачей общей практики. А все объясняется все тем же нервным перевозбуждением, из-за которого происходит чрезмерная активация клеток гипоталамуса, отвечающего за терморегуляцию.

Диагностика

Диагностика включает в себя исключение ряда заболеваний, способных вызывать такие симптомы и тщательный сбор анамнестических данных. Соответственно, обязателен осмотр у терапевта, пульмонолога, гастроэнтеролога. Кашель при заболеваниях желудочно-кишечного тракта обычно появляется при изменении положения тела после приема пищи. Облегчение состояния и уменьшение кашля наблюдается при вертикальном положении больного. Это явление обусловлено наличием у пациента рефлюкс-эзофагита — забросом содержимого желудка в нижние отделы пищевода.

Кашель при заболеваниях дыхательной системы часто сопровождается синдромом интоксикации и выделением мокроты. Как правило, протекает вместе с насморком, однако при легкой степени ОРЗ, как говорилось ранее, легко перепутать с проявлением психического расстройства.

Психогенный кашель у детей коррелируется с наличием у ребенка какого-либо хобби. Так, если ребенок занят своим любимым делом, невротический кашель на время проходит.

Психогенный кашель у взрослых зачастую не проходит даже при наличии хобби, так как у человека начинает формироваться стойкий дефект личности в виде эмоциональной лабильности и повышенной возбудимости из-за хронического стресса. А вот прием лекарственных препаратов и прием у психотерапевта дают положительные результаты.

Лечение психогенного кашля на начальных стадиях его проявления может быть ограничено курсом психотерапии. При более тяжелых случаях к ней присоединяется медикаментозные препараты. Причем иногда бывает достаточно назначения успокоительных средств (ново-пассит, пустырник), дневных транквилизаторов (афобазол). Если кашель имеет изматывающий характер, могут назначаться ненаркотические противокашлевые препараты центрального действия (синекод, тусупрекс).

Неврологический кашель у ребенка предпочтительно лечить немедикаментозным способом. Сеансы у психотерапевта, гипноз, дыхательная гимнастика, расслабляющие массажи, травяные отвары, горячие ванны и ароматические процедуры хорошо повлияют на психоэмоциональное состояние малыша и нормализуют его жизненный тонус. Лишь при неэффективности такой терапии назначаются вышеперечисленные лекарственные препараты.

Лечение психогенного кашля должно быть своевременным и правильным. Потому что симптомы невроза изматывают человека и вгоняют его в еще больший стресс.

Заключение

Все болезни возникают на фоне дисбаланса внутреннего мира человека с окружающей его средой. В современном обществе каждый второй испытывает сильные нервные потрясения в течение дня, что негативно сказывается на его здоровье. Людям стоит помнить, что конфликты не несут в себе никакой ценности, а лишь только разрушают общество в целом и по отдельности. Обратиться за помощью к психотерапевту – не стыдно. Стыдно – когда знаешь, в чем причина, но не хочешь себе помогать.

Психогенный кашель у детей

Связь тела и мозга

«Все болезни от нервов» — утверждение справедливое. Эту проблему изучает наука психосоматика — учение на стыке медицины и психологии. Возникновение и течение некоторых соматических болезней тесно связано с психологическими факторами, работой нервной системы. Особо глубокие исследования ищут связь телесных недугов с глубинными душевными и духовными проблемами.

Изучена психосоматическая причина астмы, мигреней, вегетативных расстройств, проявляющихся паническими атаками. Кашель на нервной почве у взрослых и детей — симптом психических нарушений.

Нервный кашель не имеет специфической клинической картины и может возникать на фоне полного благополучия (субъективный признак, так как человек, пребывающий в хроническом стрессе не способен нормально расслабиться). Но чаще обострение происходит после эмоционального возбуждения или нервного истощения на фоне непрекращающегося воздействия раздражающего фактора.

Симптомы симулируют любое другое заболевание дыхательного тракта:

  • Приступообразный характер. Иногда проявления невротического кашля могут напоминать аллергическое заболевание;
  • Лающий и сухой кашель. Частое явление ларингита;
  • В некоторых случаях может наблюдаться повышение температуры тела до 37-37,5 градусов, что может сбить с толку врачей общей практики. А все объясняется все тем же нервным перевозбуждением, из-за которого происходит чрезмерная активация клеток гипоталамуса, отвечающего за терморегуляцию.

Симптомы неврологического кашля чаще всего проявляются у 4–8 летнего ребенка, усиливаются в подростковом возрасте. Распознать признаки нейрогенного кашля сложно, но можно, если внимательно понаблюдать за ребенком в течении длительного времени.

У вашего ребенка невротический кашель, если вы обнаружили что:

  • ребенок покашливает только днем, ночью симптомы не проявляются;
  • приступы обостряются в осенне-зимний период, усиливаются вечером;
  • ребенок кашляет сухо, навязчиво, постоянно, не отходит мокрота;
  • со временем характерные симптомы не меняются, не усиливаются при физических нагрузках;
  • отсутствуют симптомы, сопровождающие заболевания дыхательных путей;
  • антибиотики, отхаркивающие средства, противокашлевые препараты не оказывают никакого действия.

Проявление неврологического кашля

Психосоматический кашель у детей и взрослых появляется при расстройстве психической деятельности. Непосредственной причиной симптома становится раздражение «кашлевого центра» — участка мозговой коры, отвечающего за процесс кашля. Но если в норме этот механизм предназначен для очищения дыхательных путей от чужеродных веществ, посторонних тел, патогенных организмов, то кашель на нервной почве у детей и взрослых проявляется без этих причин. Симптомов респираторного заболевания при этом нет.

Характерны симптомы психогенного кашля у взрослых и детей:

  1. Специфический звонкий звук и приступообразный характер. Кашель на нервной почве сравнивают с криком гуся или собачьим лаем.
  2. Неврологический кашель сухой, ведь в дыхательных путях нет воспаления, не образуется мокрота.
  3. Обостряется в стрессовых ситуациях, когда в психической деятельности преобладают процессы возбуждения. Так кашель у ребенка на нервной почве начинается из-за серьезных учебных нагрузок, в ожидании экзаменов, а нервный кашель у взрослых — из-за проблем на работе, ссор.
  4. При этом без переживаний психогенные проявления отступают, не проявляются симптомы нервного кашля у детей и взрослых в спокойной обстановке, во сне.
  5. Отсутствуют другие признаки респираторных заболеваний: воспаление слизистых оболочек, заложенность носа, повышение температуры . Нервный кашель не имеет соматической причины.

Понять, что кашель от нервов достаточно тяжело

Диагностика

Диагностика включает в себя исключение ряда заболеваний, способных вызывать такие симптомы и тщательный сбор анамнестических данных. Соответственно, обязателен осмотр у терапевта, пульмонолога, гастроэнтеролога. Кашель при заболеваниях желудочно-кишечного тракта обычно появляется при изменении положения тела после приема пищи.

Кашель при заболеваниях дыхательной системы часто сопровождается синдромом интоксикации и выделением мокроты. Как правило, протекает вместе с насморком, однако при легкой степени ОРЗ, как говорилось ранее, легко перепутать с проявлением психического расстройства.

Психогенный кашель у детей коррелируется с наличием у ребенка какого-либо хобби. Так, если ребенок занят своим любимым делом, невротический кашель на время проходит.

Психогенный кашель у взрослых зачастую не проходит даже при наличии хобби, так как у человека начинает формироваться стойкий дефект личности в виде эмоциональной лабильности и повышенной возбудимости из-за хронического стресса. А вот прием лекарственных препаратов и прием у психотерапевта дают положительные результаты.

Неврологический кашель у ребенка или взрослого пациента диагностируется методом исключения заболеваний дыхательной системы и сбором анамнеза. Если проявление симптома обостряется в возбужденном состоянии больного, пропадает в спокойной обстановке, это указывает на психогенную природу. Симптомы нервного кашля исчезают, если человек увлекается интересным занятием, забывая о своих проблемах.

Диагностику проводит профессиональный врач. Только квалифицированный психотерапевт учтет симптомы и укажет, как лечить нервоз. Самолечение усугубляет ситуацию, маскируя истинные причины болезни, затрудняя определение этиологии. Опытный врач обнаружит в сознательном или бессознательном слое психики пациента патологический субстрат, вызывающий кашлевую реакцию.

Важно различить симптомы неврологического кашля у ребенка, вовремя начать лечение возможных психических расстройств.

Родители должны следить за эмоциональным состонием ребенка с раннего возраста

Причины возникновения психогенного кашля

  • Главная роль в возникновении тиков (кашля в т.ч.), принадлежит неблагоприятной, психотравмирующей обстановке в семье. Среди таких факторов — жестокое обращение с ребенком или с близкими ему людьми (чаще — с мамой). Так же, среди причин выделяют просмотр фильмов ужасов, стресс из-за посещения садика или школы.
  • Школьные экзамены, конфликты со сверсниками и учителями могут способствовать усилению тиков. Замечено, что кашель усиливается в присутствии родителей, врачей, учителей.
  • Способствующим фактором в возникновении тиков является осложненное течение беременности и родов.
  • Так же кашель может возникать в следствие копирования кашляющего близкого родственника, имеющего хроническое заболевание легких.
  • Если во время болезни (бронхита, ОРЗ и др.), ребенок был окружен встревоженными родственниками, которые много внимания обращали на болезнь, кашлевой рефлекс может закрепиться и длительно сохраняться, обостряясь во время следующих болезней.

Симптомы кашля на нервной почве сопровождают психические расстройства, нарушения механизмов распространения импульсов по нервам. Возникает он у людей, ощущающих постоянный стресс, волнение, тревогу.

Вызвать подобные симптомы могут:

  • Напряженная домашняя или рабочая обстановка;
  • Ссоры с близкими людьми, одиночество;
  • Ожидание экзаменов;
  • Занятие делом, вызывающим отвращение;
  • «Эффект зеркала» при болезни близких.

Негативные эмоции провоцируют раздражение кашлевого центра, но проявление симптомов возможно также при испытании мощных радостных ощущений. Нервная система одинаково активируется в таких ситуациях, возбуждение затрагивает кашлевый центр.

Так, характерен нервный кашель у детей и взрослых «по привычке». Он начинается с соматических кашлевых проявлений, как симптома тяжелого заболевания легких, который за время болезни рефлекторно закрепляется. Болезнь прошла, а симптомы остались.

Психогенные кашлевые приступы иногда бывают «вредной привычкой», с помощью которой больной вызывает сочувствие у окружающих. Начинаясь, как осознанная симуляция, они, в конце концов, рефлекторно закрепляются в психике.

Заключение

Все болезни возникают на фоне дисбаланса внутреннего мира человека с окружающей его средой. В современном обществе каждый второй испытывает сильные нервные потрясения в течение дня, что негативно сказывается на его здоровье. Людям стоит помнить, что конфликты не несут в себе никакой ценности, а лишь только разрушают общество в целом и по отдельности. Обратиться за помощью к психотерапевту – не стыдно. Стыдно – когда знаешь, в чем причина, но не хочешь себе помогать.

РЕКОМЕНДУЕМ:

  • Изжога: психосоматика – когда причина болей желудка в голове
  • Как побороть страх сцены, боязнь публики и публичных выступлений?
  • Боязнь секса и ее формы, что делать если ожидаешь неудачи, страх близости после беременности
  • Страх темноты, никтофобия – как лечить?

Детский нервный кашель

Так как этот симптом — поверхностный признак нервного расстройства, сам по себе, он практически не лечится.

Чтобы воздействовать на непосредственную причину кашлевых приступов назначают лекарства, влияющие на центр кашля в продолговатом отделе головного мозга. Препараты такого действия выписывает только врач.

Применяются успокоительные средства, антидепрессанты.

Необходимо создать условия для выздоровления нервной системы. Больной и его окружение могут облегчить и даже вылечить кашель от нервов собственными силами. Требуется создать спокойную и доброжелательную обстановку, отвлекаться на позитивные занятия, вызывающие прилив положительных эмоций.

Народные средства

Применяются в лечении нервных расстройств средства народной медицины, фитотерапия, но это обязательно согласуется с врачом.

  • Водные настои чабреца , валерианы лекарственной, пустырника оказывают седативное успокаивающее действие, укрепляют нервы. В результате нервные симптомы, в том числе кашель, пропадают.
  • Спиртовые настойки лекарственных трав положительно действуют на психику, но применение у детей следует тщательно дозировать.
  • Расслабляющие ванны с травяными отварами приведут нервную систему в порядок.
  • Освоение техник релаксации, медитации способствует обретению контроля над нервными реакциями.

Духовное равновесие помогут найти настоящие специалисты

Нервный кашель у ребенка – явление не редкое. Детская психика формируется, она еще не устоялась, остается подвижной. Дети эмоциональны, бурно реагируют на события, драматизируют, тяжело переносят критику и стрессовые нагрузки, поэтому у них может появляться кашель на нервной почве.

Вызвать кашель могут:

  • напряженная учеба;
  • конфликты в семье и с ровесниками;
  • предстоящее публичное выступление (утренники, учебные конференции);
  • экзамены;
  • внезапный испуг (просмотр фильма ужасов).

Выражены психосоматические симптомы в период полового созревания, когда идет серьезная перестройка организма и психики ребенка. Когда психика сформирована, они пропадают самостоятельно.

Важно при кашлевых приступах у детей верно определить причину болезни, чтобы не пропустить развивающуюся инфекцию или нервное расстройство.

Диагностировать нервные кашлевые приступы поможет внимательное наблюдение за ребенком, определение ситуаций, в которых они возникают. Если отсутствуют другие симптомы респираторных заболеваний и спокойный ночной сон не прерывается приступами, это свидетельствует о нервной причине.

Лечение невротического кашля у ребенка включает посещение детского психолога, который поможет справиться с проблемами. Именно эти проблемы требуют пристального внимания родителей, а кашлевые приступы — отчаянный сигнал о помощи.

  • Нельзя ругать ребенка , если он продолжает кашлять. Лучше не акцентировать внимания на этом факте.
  • Детям при расстройствах нервной системы (да и здоровым детям тоже) полезны физические нагрузки умеренной интенсивности — спортивная секция.
  • Уменьшить время, проводимое ребенком за телевизором и перед компьютером.
  • Из рациона исключить продукты, содержащие кофеин (шоколад, чай). На замену им придут магнийсодержащие продукты — орехи, овощи зеленого цвета.

Облегчить проявление нервных расстройств у ребенка можно успокаивающими препаратами растительного происхождения, травяными чаями, массажем.

Психика и тело человека тесно связаны, влияют друг на друга. В свете развития психосоматики вновь возрождается советский лозунг «В здоровом теле – здоровый дух», и наоборот, соответственно.

Покашливание на “нервной почве”: симптомы и лечение неврологического кашля у ребенка

Не всегда кашель является признаком простудного или вирусного заболевания. Иногда это рефлекторное явление носит невротический характер. Если у малыша приступы кашля возникают в различных стрессовых ситуациях, а в спокойном состоянии не проявляются, этот вид кашля называется неврологическим, психогенным или нейрогенным. Как справиться с таким симптомом и насколько опасным считается такой кашель?

В чем причина?

Кашель является одним из самых частых симптомов, с которым родители малыша обращаются к педиатру. Бывает так, что с проблемой трудно справиться, а привычная терапия результатов не дает. Если кашель мучает ребенка довольно длительный период, врач ищет альтернативные способы терапии. Однако в ходе осмотра, прослушивания, а также на основании других обследований педиатр может сделать вывод, что никаких отклонений в работе дыхательных органов маленького пациента нет.

Согласно последним исследованиям, кашель может быть обусловлен ритмическими сокращениями мышц голосовой мускулатуры, то есть являться разновидностью тика. В связи с этим второе название неврологического кашля – вокальный тик.

На сегодняшний день причины разных видов тика (в том числе и вокального) не изучены досконально. Специалисты, исследующие это явление, разделились на два лагеря. Одна группа ученых считает, что тик обусловлен генетическими мутациями, другая – психологическими расстройствами. Второй вариант подразумевает влияние внешних травмирующих факторов на пациента, то есть причиной проблемы может быть стресс.

Чтобы подтвердить предположение о стрессовом характере психогенного кашля у детей, можно взять во внимание следующие его проявления. В пользу данной теории говорит кашель, который начинается:

  • перед особо важным событием в жизни малыша: экзаменом, концертом, утренником в детском саду;

Нервозность у ребенка может проявляться накануне важного экзамена, зачета или другого ответственного дня

  • в напряженной обстановке дома, которую провоцируют родители, стремящиеся добиться идеального поведения отпрыска;
  • в момент стрессовых событий: испуга, просмотра эмоционального фильма, ссоры с другом;
  • во время общения с человеком, которого сын или дочь побаивается: строгим учителем, врачом.

Основные признаки

Говоря о неврологическом кашле, можно выделить несколько основных его симптомов. Как правило, у пациентов наблюдаются два или более из перечисленных ниже признаков:

  • кашель мучает ребенка регулярно, он назойливый, непродуктивный;
  • приступ начинается без причины, других симптомов заболевания верхних дыхательных путей не наблюдается;
  • покашливание почти всегда сопровождает малыша в момент испуга, стресса;
  • интенсивность приступа уменьшается, либо он проходит вовсе когда ребенок чем-то увлечен, заинтересован;
  • начало заболевания почти всегда отмечается у детей в возрасте 3-4 лет;
  • во время занятий спортом или в момент активной игры кашель не становится интенсивнее, он даже может уменьшиться;

Когда ребенок сосредоточен на деле или находится в движении, нервный кашель обычно проходит

  • медикаментозная терапия не приносит результата – не помогают антибиотики, препараты-муколитики, средства, подавляющие кашель;
  • во сне малыш не кашляет – только во время бодрствования;
  • кашель не меняется в течение всего периода заболевания – не становится более глубоким или раздражающим;
  • почти все родители детей-пациентов отмечают, что интенсивность приступов зависит от времени суток и сезона, в большинстве случаев она увеличивается по утрам и вечерам, осенью и зимой.

Способы терапии

Лечение психогенного кашля – задача непростая. Большинство специалистов отмечает важность создания спокойной атмосферы у ребенка дома, а также проведения сеансов психотерапии. Очень важно постараться оградить малыша от стрессовых ситуаций в детском учреждении. Схема лечения этого заболевания должна подразумевать амбулаторные процедуры. В стационар таких пациентов не кладут, поскольку изменение привычных условий может спровоцировать усугубление проблемы.

Работа с психологом должна быть частью лечения нервного кашля

Лечение медикаментами

Для начала стоит определить целесообразность лечения ребенка медикаментами. Врачи по возможности стараются избегать подобных назначений. В частности, доктор Комаровский вообще не рекомендует справляться с проблемой с помощью лекарств. Лечить кашель медицинскими препаратами показано в том случае, если он мешает малышу наладить общение со сверстниками, найти друзей и социально адаптироваться в целом.

Если доктор решил назначить маленькому пациенту какие-либо фармакологические препараты, лучше остановиться на минимальных дозах лекарств. Практика показывает, что наиболее эффективны препараты-нейролептики, именно они отлично справляются с симптомами вокального тика. При этом родители должны быть проинформированы о том, что препараты-нейролептики имеют ряд побочных эффектов. Если принимать их длительное время, возможны головные боли, тревожные состояния, нарушение внимания, расстройство сна, повышенный тонус мышц.

Также медики назначают общеукрепляющие препараты, ноотропы, которые усиливают концентрацию внимания, улучшают память, повышают устойчивость мозга к негативным факторам. Однако в отличие от нейролептиков, эффективность которых в данных обстоятельствах приближается к 80%, польза ноотропов при вокальных тиках не доказана.

Психотерапевтическое лечение

Сеансы психотерапии имеют мощный терапевтический эффект в лечении нейрогенного кашля. С детьми проводят сеансы поведенческой, семейной, индивидуальной психотерапии. При лечении маленьких пациентов специалисты практикуют проведение отвлекающих сеансов – к примеру, лечат проблему с помощью особых приемов дыхания.

Иногда в лечении используется специально подобранная дыхательная гимнастика

Чем могут помочь родители?

Помощь родителей в терапии психогенного кашля неоценима. Кроме создания благожелательной и спокойной атмосферы дома, их действия должны быть согласованы и направлены на поддержание общего тонуса организма малыша, укреплению его нервной системы:

  • Нужно постараться не акцентировать внимание на вокальных тиках ребенка. Ошибкой станет одергивание, наказание малыша во время приступа. Лучше отвлечь кроху, дать ему интересное задание, чтобы он позабыл о проблеме.
  • Специалисты рекомендуют записывать выявленные причины, которые привели к приступу. Например, если ребенок закашлялся во время визита к родственникам или услышал ссору мамы и папы.
  • Стоит обратить внимание на режим малыша. Нужно укладывать его спать в одно и то же время, непременно гулять с ним на воздухе (см. также: почему ребенок когда спит кашляет?). Плюсом станут физические нагрузки, а вот просмотр телевизора и занятия за компьютером следует ограничить.
  • Продукты, в составе которых есть кофеин, желательно убрать из рациона ребенка. Это какао, чай, шоколад, некоторые газированные напитки. Одновременно с этим проследить, чтобы в меню присутствовали блюда, содержащие магний – орехи, горошек, зелень.

Домашние методы лечения

Приняв решение бороться с вокальным тиком, не стоит пренебрегать и народными методами лечения. Большинство из них направлено на расслабление, успокаивание нервной системы. Различают внешние способы воздействия и внутренние. К внешним можно отнести ванны, которые желательно принимать 2-3 раза в неделю, а к внутренним – прием успокоительных отваров и настоек.

Расслабляющие ванны позволят ребенку успокоиться, получить положительные эмоции, поиграть в воде. Принимать теплую ванну лучше перед сном – после такой процедуры процесс засыпания будет легким, а сон – спокойным и глубоким. Для усиления эффекта в воду можно добавлять соль для ванн, а также делать настои трав:

  • отвар цветков ромашки обладает антисептическим эффектом, успокаивает, а также купирует симптомы проблемы;
  • настойка валерианы также успокаивает, снимает судороги;
  • настой или масло лаванды поможет укрепить нервную систему, а также улучшить кровообращение.

Успокаивающие отвары

Травяные сборы продаются в любой аптеке, рецепт для их приобретения не нужен. Успокаивающий чай поможет ребенку старше 3-х лет расслабиться перед сном, справиться со стрессом, укрепит нервную систему, снимет напряжение. Кроме того, чай из трав можно предлагать ребенку в середине дня. Общие рекомендации по завариванию трав просты: нужно залить стаканом кипящей воды 15 г травы и настаивать на водяной бане под крышкой около 40 минут. После остудить, процедить и разбавить кипяченой водой до объема 200 мл. Для ребенка подходят такие сборы:

  • для снятия приступа кашля – валериана, вереск, пустырник;

Спиртовые настойки

Настойки трав на спирту также можно давать детям после 12 лет, жестко соблюдая дозировку. Еще лучше проконсультироваться с врачом перед началом курса. Подходят такие препараты:

  • настойка элеутерококка, который не только повышает общий тонус организма, но и показан при нейрогенных заболеваниях;
  • экстракт боярышника рекомендуется принимать для улучшения кровообращения мозга, а также для уменьшения нервной возбудимости, лечения неврозов;
  • экстракт дягиля показан для лечения судорог, а также истерических состояний;
  • настойка пустырника эффективно восстанавливает нервную систему, купирует приступы кашля на нервной почве;
  • сон-трава хорошо снимает истерические и приступы вокального тика;
  • листья крапивы улучшают формулу крови, поднимает тонус, дают бодрость;
  • настойка корней пиона показана при неврастении, с ее помощью можно снять судороги, успокоить ребенка;
  • настойка аралии маньчжурской показана при депрессиях, астении, ее прием снимает признаки переутомления, лечит неврозы, поднимает тонус, успокаивает нервную систему.

Вылечить назойливый и изнуряющий кашель, обусловленный стрессовыми состояниями, сложно, но если подойти к решению вопроса комплексно, результат будет непременно. Не стоит ожидать быстрого эффекта от лечения вокального тика, лучше вооружиться терпением и действовать последовательно и настойчиво.